Искусство изменит мир к лучшему

Статьи

Уголок заказчика » Издательские технологии

Лирическое чувство в творчестве Пушкина

  • 5116
  • tvori
  • 68
Издательские технологии Pushkin

Лирическое чувство в творчестве Пушкина



Мы уже видели, что пушкинские переломы, кризисы, выходы к новым и иным этапам развития — особые, и потому-то они обычно не только не повергают в состояние творческой пассивности, но — наоборот — рождают взрыв энергии, необычайный подъем духа, жажду преодоления, как бы новый вызов судьбе, оборачиваются неостановимый поиском. Таким этапом — переломом стало и время расставания со зрелостью. Пик его — осень, проведенная в Во л дин е. Болдинская осень. Пора завершений: достаточно сказать, что закончен «Евгений Онегин». Пора новых исканий. «...В это время,— отмечал П. Анненков,— перепробовал он множество разнообразнейших тонов своей лиры. Глядя на изобилие мотивов в стихотворениях, принадлежащих к его осенней болдинской жизни, на беспрестанную перемену метров их, на чудные переходы к самым противоположным мыслям и настроениям поэтического духа, кажется, видишь художника, безгранично предающегося в уединении многосложной импровизации своей».

Все сошлось здесь: деревня, осень, изоляция... Самое течение времени как бы нарочно остановилось, чтобы Пушкин в свободной игре духа смог и подвести итоги прошедшему, и наметить, выбирая, пути к будущему. Вспомним, как бесила «прозаическая» сторона в Моцарте, могущем возиться с сынишкой, поэтического Сальери, для которого подобные вещи (способность дурачиться с бродячим музыкантом, на пример) казались кощунством.

Пушкин и здесь смещая обычные представления гениальности как о необычности и смещал как раз в сторону обычного и очень простого. «Вскоре после того, как я приехал в Петербург, передает М. И, Железное рассказ К. Брюллова. Я был не в духе, не хотел идти и долго отказывался, но он меня переупрямил л утащил с собой. Дети Пушкина уже спали, он их будил и выносил ко мне поодиночке на рунах. Не шло это к нему, было грустно, рисовало передо мною картину натянутого семейного счастья». Любопытно, что «высокий», да еще будучи «не в духе», лермонтов герой нашего времени сочинение не столько воспринимает непосредственно жизнь, сколько рисует низкую ее картину.

При этом естественное и кажется противоестественным. Да, по свидетельству В. А. Нащокиной, Пушкин был «Внимательным и любящим отцом. При свидании он часто рассказывал нам о своих малышах и в письмах нередко подробно описывал какое-нибудь новое проявление самодеятельности в их поступках». Письма жене наполнены расспросами и подробит сетям и, говорящими о том, как полно и постоянно несет он с собой образ своих детей. Самому П. В. Нащокину Пушкин писал: «Желал бы я взглянуть на твою жизнь и ею порадоваться. Ведь и я тут участвовал, и я имел влияние на решительный поворот твоей жизни, Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения; один отец семейства смотрит без зависти на молодость, его окружающую. Из этого следует, что мы хорошо сделали, что женились».

Одно сравнение уже из области поэзии ясно покажет, как перестраивалось в 30-е годы пушкинское мироощущение, сколь эпически мудр становится он даже в лирике.

В 1835 году Пушкин написал стихи: «...Вновь я посетил...». Вспомним «юную» «Деревню». Она начиналась как бы с чистого листа, вся обращалась только к будущему. «...Вновь я посетил...» вырастает из прошлого. Уже первой своей фразой оно обращено назад, а отточие, начинающее ее, пояснение того, сколь много прошло времени, сколь многое предшествовало этим вошедшим в поток времени фактам и словам. Незадолго до создания стихотворения Пушкин в письме Наталье Николаевне от 25 сентября 1835 года писал: «Вообрази, что до сих пор не написал я ни строчки; а все потому, что не спокоен. В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу.

Именно в деревне, в болдинскую осень 1830 года Пушкин снова возвратился к народной сказке. Но пушкинская сказка 30-х годов уже не форма игры юных сил, как-то во многом было в «Руслане и Людмиле», а способ и результат мудрого проникновения в самые глубины народной жизни и народного сознания. Начав в первых из этих поздних своих сказок почти исключительно с русской народной сказочкой традиции, Пушкин постепенно вводит в них все более широко разнообразные международные сказочные мотивы. Он как бы демонстрирует, сколь просто и естественно включается и здесь русское сказочное сознание в сознание других народов, с ними сливается, их перерабатывает и синтезирует.

Как широко и органично впитывает Пушкин эпическую народную жизнь, показывают его «Песни западных славян». Б этих своих песнях Пушкин, как известно, использовал сборник Проспера Мериме, подделки которого под сербские песни, по сути, были литературной мистификацией. Эпос Пушкина-художника в 30-е годы (впрочем, как и лирика — «Полководец», «Пир Петра Великого» и другие) был бы невозможен без опыта Пушкина-историка. Внешние обстоятельства этому помогали. Летом 1831 года Пушкин был допущен царем к государственным архивам для подготовки «Истории Петра», а к осени того же 1831 года зачислен на службу в Коллегию иностранных дел (собственно, занятия историей и были такой службой) с определением пятитысячного годового жалованья (которое, впрочем, покрывало едва ли шестую часть семейных расходов). Иначе говоря, Пушкин как бы назначался Карамзиным.

4.28
7
Назад

Дополнительно по данной категории

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
ББ Редактор 6.2 Pro
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
АБВГДЕЁЖЗИЙ КЛМНОПРСТУФ ХЦЧШЩЬЫЪЭЮЯ
ABVGDEJOZHZIJ KLMNOPRSTUF XCCHSHW'Y#JEJUJA
Секретный код:Для обновления секретного кода нажмите на картинку
Повторить:

А что не так?

Электронная литература - не мутант, электронная литература - натуральное явление современного образа жизни. (Владимир Филиппов)

Сайты PARROSLAB GROUP

Реклама

ВНИМАНИЕ:

Условия использования материалов
Эти песни хочется слушать и слушать

Контакты

  • Poland
    ul. Lwowska 17/9A, 00-660 Warszawa
  • +48 693 191154
    +48 728 992118 (Viber,WhatsUp)

  • skype:parroslab.group
Видео каталог
Обратная связь